«О недопущении реабилитации нацизма»
- К нацистским преступникам также относятся организаторы, подстрекатели, руководители или исполнители военных преступлений.
- Пособниками же нацистских преступников считаются жители оккупированных территорий, в том числе призванные на службу, кто непосредственно исполнял или умышленно содействовал исполнению приказов нацистских органов.
- Перечень действий, которыми определяется реабилитация нацизма, пополнила «героизацией нацистских преступников и их пособников» — преднамеренным прославлением их, а также совершенных ими преступлений.
- Противодействовать реабилитации нацизма будут с помощью патриотического воспитания молодежи, формирования духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма у белорусов.
- Среди мер по профилактике и пресечению реабилитации нацизма указаны:
- формирование в обществе нетерпимости к нацизму и его реабилитации;
- распространение соответствующей информации, в том числе в интернете;
- надлежащее увековечение памяти погибших (речь о памятных знаках и могильных плитах, музеях и выставках в местах боевых действий);
- прославление победы в Великой Отечественной войне всеми возможными способами — через искусство, проведение мероприятий, образовательные и научные проекты.
- Работать в сфере недопущения реабилитации нацизма в основном будут сотрудники МВД вместе с КГБ. Совместно эти ведомства будут делать прогнозы по общественно-политической ситуации, давать информацию президенту и Совмину, участвовать в создании и реализации плана профилактических мер.
- Также к субъектам противодействия относятся и органы прокуратуры, Следственный комитет, ГПК, ГТК, Служба безопасности президента, Мининформ, Минобр, ДФР, КГК, Минюст, аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей и местные исполкомы.
- Все вышеупомянутые ведомства должны будут мониторить деятельность партий, профсоюзов, общественных объединений и религиозных организаций на предмет нарушений.
- За нарушения данного закона юрлицу могут вынести официальное предупреждение или предписание, приостановить деятельность любой организации (в том числе иностранной и международной) или ИП, признать их экстремистскими и запретить деятельность на территории Беларуси. Также среди мер указано противодействие финансированию реабилитации нацизма и деятельности экстремистских формирований, которые ставят такие цели.
Известно, что законопроект должен еще попасть в Совет Республики, а затем к Президенту Беларуси Александру Лукашенко. Только тогда он будет окончательно принят. При этом часть статей закона начнут действовать сразу же после его опубликования, еще часть — через месяц.
«Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму»
- Расширено понятие «экстремизм» за счет включения в него таких признаков, как совершение незаконных действий, посягающих на независимость,территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность.
- Дано новое определение понятию «экстремистские материалы», под которыми предлагается признавать не только информационную продукцию, но и символику, и атрибутику, предназначенные для осуществления экстремизма и его пропаганды.
- Органам внутренних дел и государственной безопасности предоставлены полномочия по признанию групп граждан экстремистскими формированиями и запрещению их деятельности.
- Расширены полномочия органов прокуратуры. Прокуроры областей и Минска наряду с генпрокурором наделяются правом приостанавливать деятельность организаций, подавать в суд иски о признании организаций экстремистскими, запрещении их деятельности и ликвидации.
- Дела о признании организаций экстремистскими должны рассматриваться судами первой инстанции в ускоренном порядке. То есть не позднее одного месяца со дня принятия заявления.
- Впервые предусматривается ответственность за участие в экстремистском формировании, финансирование экстремистской деятельности, вербовку, обучение и подготовку лиц для участия в такой деятельности.
- Устанавливается ответственность за распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном и международном положении Беларуси, правовом положении граждан, деятельности государственных органов власти и управления в публичных выступлениях, в том числе в СМИ и сети интернет.
- Предусматривается уголовная ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности нашей страны, за распространение запрещенной информации владельцами интернет-ресурсов, которые не являются средствами массовой информации.
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»
- Упраздняется уведомительный порядок организации и проведения массовых мероприятий.
- Местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом определения мест, рекомендованных для проведения массовых мероприятий.
- Журналист на массовом мероприятии приравнивается к участнику этого мероприятия. При этом ему запрещается участвовать в подобных мероприятиях, а также выступать в роли организатора такого мероприятия.
- Запрещается вести прямой эфир в СМИ, в Интернете и в иных информационных сетях с массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка их организации или проведения.
- Приостанавливается функционирование объектов общественного питания, транспорта, торговых объектов, ярмарок, работы организаций всех форм собственности в местах проведения массовых мероприятий по маршрутам следования их участников по требованию руководителя (заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел в установленных Законом случаях (в частности, при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, либо если принято решение о запрещении (недопустимости) проведения массового мероприятия).
- Может вводиться временный запрет или ограничение движения по дорогам при проведении массового мероприятия в порядке, установленном законодательством в области дорожного движения, и др.
Отметим, что закон вступит в силу через месяц после его официального опубликования.
«Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь»
- Органы внутренних дел будут относиться к военизированным организациям. За ними закрепляются основания и пределы ограничения гласности о функциях МВД.
- В Беларуси появится подразделения по противодействию киберпреступности и межтерриториальные подразделения по гражданству и миграции.
- Усовершенствуется основания и порядок применения специальных средств [1], боевой и специальной техники, использования оружия.
- МВД имеют право на безвозмездное получение без письменного согласия физических лиц сведений из информационных систем, в том числе содержащих персональные данные, проверки у граждан документов, необходимых для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел, а также на проведение личного досмотра (вместо личного обыска) задержанного лица и досмотра находящихся при нем вещей и транспортных средств, на осуществление звуко- и видеозаписи окружающей обстановки, в том числе граждан, при исполнении служебных обязанностей.
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны»
- Предусмотрена возможность государственной защиты военнослужащих Вооруженных Сил.
- В перечень защищаемых лиц включена новая категория — иные лица, подлежащие государственной защите в связи с посягательством на их безопасность.
- Вводиться конфиденциальность сведений о силовике даже без наличия угрозы в связи с их вступлением в должность или назначением на должность (нахождением в должности).
«Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи»
- Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ) наделяется правом принимать решения [2] о приостановлении или ограничении функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств.
- Ограничивать функционирование сетей электросвязи и входящих в них средств можно будет только в определенных этим законопроектом случаях. О данных случаях станет известно позже, когда будет опубликован сам законопроект.
- Невыполнение операторами электросвязи требований ОАЦ – грубое нарушение законодательства о лицензировании в области связи. Одновременно с этим документом закрепляется, что операторы не будут нести ответственность перед пользователями при выполнении вышеупомянутых решений.
«Об изменении законов по вопросам трудовых отношений»
- «Отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей» — повод для увольнения.
- Еще одной причиной для расторжения контракта может стать «принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призывы работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин».
- Уволить смогут и за участие в незаконной забастовке или другой форме отказа от работы без уважительных причин. При этом в ст. 388, где приводится определение термина «забастовка», будет добавлено, что при ее проведении запрещено выдвигать политические требования.
- Также уволить могут за нарушение сотрудником правил сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.
«Об изменении законов по вопросам средств массовой информации»
- Учредителями СМИ могут быть физлица или юрлица, которые являлись учредителями средств массовой информации, но их выпуск был прекращен, в течение 5 лет со дня вступления в силу решения суда. Также издания, доступ к которым был ограничен, в течение 3 лет со дня принятия решения об ограничении доступа.
- Лишить аккредитации журналиста могут если он или юридическое лицо, на которое возложены функции редакции СМИ, нарушили установленный порядок аккредитации либо распространили сведения, не соответствующие действительности и порочат деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, либо совершен умышленный противоправный поступок во время профессиональной деятельности.
- Выпуск СМИ может быть прекращен в следующих случаях:
- если юрлицу, на которое возложены функции редакции СМИ, или учредителю, владельцу в течение года было вынесено два и более письменных предупреждений;
- если Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере найдет в издании продукцию сообщений и (или) материалов, распространение которых способно привести к возникновению угроз нацбезопасности.
- Иск о прекращении выпуска СМИ может быть предъявлен, а решение республиканского органа госуправления в сфере массовой информации о прекращении выпуска издания должно принято не позднее, чем спустя 6 месяцев со дня появления оснований для данного решения.
- Если нет технической возможности ограничить доступ к составной части интернет-ресурса, а владелец не принимает меры по удалению указанной информации, то орган госуправления может принять решение ограничить доступ к ресурсу в целом.
- При создании «зеркал» такими сайтами, они попадут в список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен.
Подчеркнем, что данная информация лишь известные на данный момент пункты вышеупомянутых законопроектов. Более подробно о документах можно будет узнать после официального опубликования на Национальном правовом интернет-портале каждого из них.
minsknews.by [3]