Федерация профсоюзов Беларуси ежемесячно проводит мониторинг ценовой ситуации во всех регионах республики.
Когда в магазин приходит профсоюзный активист, то в приоритете не список покупок, а наименование изделий для мониторинга. В первую очередь анализу подвергаются товары первой необходимости – молоко, хлеб, мясо и рыба. В среднем представители профактива за один поход мониторят стоимость более чем 60-ти товаров.
Инспектированию подлежат, как магазины шаговой доступности, так и крупных сетей. Председатель Центрального районного объединения профсоюзов столицы – Кристина Садовская в гастрономы и магазинчики наведывается часто. Чаще всего в центре Минска и исключительно с профессиональным интересом.
Для инспектирования торгового объекта подбирается специальное время – зачастую послеобеденное. В магазине просторно и мониторинг не мешает покупателям. Сотрудники плановым проверкам не удивляются, уже знают председателя в лицо. Спешат оказать помощь или ответить на возникающие вопросы.
Чтобы полностью отследить изменения цен – опытному специалисту понадобится более часа. Необходимо четко знать планировку торгового объекта, чтобы исключить потерю времени, которое может уйти на поиски товара. Работа кропотливая и под силу только перфекционисту. Строчек с цифрами – великое множество.
В сравнительном анализе не участвуют акционные товары. Преимущественно мониторингу подвергаются изделия отечественного производства, а это значит, что представитель Федерации профсоюзов должен владеть развернутой информацией о продукции. Главная задача мониторинга цен – не допустить необоснованного роста и исключить случаи недобросовестной конкуренции.
Окончательный итог мониторинга производит не инспектор. Все данные анализирует компьютерная программа, что исключает возможность совершить ошибку. Специалист вносит данные, они аккумулируются на районном уровне, на областном и республиканском. Подобные мониторинги цен проходят по стране повсеместно.
В соответствии с анализом данных профсоюзного мониторинга за месяц (октябрь 2021 г. к сентябрю 2021 г.) потребительские цены на некоторые продукты питания сохранялись практически на прежнем уровне или не изменились вовсе – на капусту, кисломолочные продукты, крупы манную и овсяную, маргарин, сельдь соленую, соки фруктовые, соль, сухофрукты.
Рост цен отмечался на бобовые – 8,4%, картофель – 7,9%, яйца – 7,0%, чай черный байховый – 6,7%, крупу гречневую – 6,3%, куры – 5,5%, масло животное – 2,0%.
Фактор сезонности сказался и на увеличении стоимости отдельных позиций овощей. Лидерами по росту цен стали свежие огурцы, стоимость которых в октябре 2021 г по сравнению с сентябрем 2021 г. увеличилась на 77,5%, а также помидоры подорожали на 72,6%.
Незначительно снизились цены на крупу перловую, морковь, свеклу, фрукты.
В октябре 2021 г. в сравнении с ценами декабря 2020 г. существенно подорожали: масло растительное – 29,2%, куры – 26,8%, крупа гречневая – 21,9%, маргарин – 20,9%, крупа перловая – 12,1%.
Практически на прежнем уровне остались цены на рыбу (живую и мороженую), сахар, соль поваренную, муку пшеничную. Незначительно подешевели макаронные изделия – на 1,1%.
За год (октябрь 2021 г. в сравнении с ценами октября 2020 г.) подорожали все виды продуктов, подлежащих мониторингу. Наиболее существенный рост цен наблюдался на овощи (капусту – в 2,3 раза, картофель – на 90,3%, свеклу – 86,7%, морковь – 70,4%, помидоры – 66,5%, огурцы – 56,5%, зелень – 26,1%). Подорожали также: масло растительное – на 54,5%, куры – 36,0%, маргарин – 28,0%, яйца – 23,8%, бобовые – 22,6%, крупа гречневая – 21,9%, крупа перловая – 15,3%. Незначительно подешевели макаронные изделия.