— Помните свой первый пожар?
— Смутно. Но я точно знаю, что несильно волновался: новичка никогда не пустят в самый эпицентр. Обычно он находится снаружи — прокладывает рукавные линии, контролирует несущие конструкции, помогает водителю пожарной машины.
— А какие случаи первыми приходят на ум, когда спрашивают о работе?
— Да много историй накопилось… Я же в МЧС с 2005 года. Начинал с должности пожарного-спасателя, потом был командиром отделения, начальником караула… Почему-то запомнилось, как ловили домашнего питона в детском саду. Сбежал от хозяев и ползал прямо у входа. Сторож его увидел и позвонил на 101. Прижали его багром и засунули в мешок. Длиннющий был — 3,5 м!
— То есть наши спасатели готовы и к таким экстраординарным ситуациям?
— Конечно. У нас на все случаи жизни есть рекомендации, как вести себя и что делать. Мы должны быть готовы оказать любую помощь. За это я и люблю нашу работу — за непредсказуемость. Ты никогда не знаешь, какой вызов тебя ждет…
Недавно вот мужчина из-за проблем в семье хотел спрыгнуть с 4-го этажа. Попытка суицида. Мы развернули куб жизни под окном и, пока сотрудники милиции вели переговоры, пробрались в квартиру. Все бы ничего, но у мужчины почему-то в руке был нож… Его, конечно, обезвредили и спасли.
— У вас опасная и напряженная работа. Как справляетесь со стрессом?
— Просто обсуждаем-проговариваем какие-то моменты с ребятами. Можем вместе в баню сходить, на рыбалку. У нас очень сплоченный коллектив, помогаем друг другу. Свободное время провожу с семьей. Занимаюсь машиной. Мне проще самому ее осмотреть и отремонтировать, чем отдавать кому-то.
— Какой фильм про спасателей посоветуете читателям?
— Сериал «Чикаго в огне». Вполне реалистично. Особенно игра актеров: видно, что они старались передать все тяготы нашей службы. Правда, пожар сложно снять на камеру таким, какой он есть на самом деле. В жизни все намного жестче, чем в кино.
— А чем американская служба спасения, по-вашему, отличается от нашей?
— У них отдельные бригады — медиков, спасателей, выезжающих, например, на ДТП, пожарных. И, чтобы сменить одну на другую, нужно пройти обучение, сдать экзамен. У нас же универсальные бойцы, которые могут все: и тонущего из воды вытащить, и огонь потушить… Кстати, среди пожарных в Америке есть и женщины.
— Может, и у нас стоит разрешить прекрасному полу выезжать на пожары и прочие ЧС?
— Думаю, это плохая идея. Спасатель должен быть сильным, выносливым. Мужчине легче вытащить из огня того, кто весит больше него, проще работать с инструментами.
— Но ведь теоретически это может сделать и женщина.
— И все же я пока не готов к тому, чтобы девушки дежурили в нашей пожарной команде. Пусть лучше будут инспекторами, диспетчерами. Они более усидчивые, кропотливые, у них лучше получается работать с документами. Да и общаться по телефону с терпеливой и вежливой девушкой куда приятнее. А грубую силу давайте оставим мужчинам.
— Жена к вашей службе как относится? Волнуется?
— Да нет, привыкла уже. Да и живем мы в общежитии прямо в части, так что она всегда знает, где я.
— Сталкивалась с ребятами, выросшими в таких же пожарных общежитиях. Все они пошли по стопам родителей. Как думаете, ваши дети продолжат династию?
— Пока рано об этом говорить. Сыну всего 2 года, дочке 8 лет. Если у них появится желание, поддержу и направлю.
Фото Павла Русака
Ссылки в статье:
[1] АНАСТАСИЯ ДАНИЛОВИЧ: https://minsknews.by/author/adanilovich/