В семинаре приняли участие: главный технический инспектора труда городской организации Белорусского профсоюза работников торговли Юшкевича Александра Викторовича, председатель Октябрьского районного г. Минска объединения профсоюзов Карпович Елена Владимировна, председатель профсоюзного комитета-начальник службы охраны труда сети магазинов «Гиппо» иностранного унитарного предприятия «БелВиллесден» Мингинович Александр Георгиевич, заведующая отделением по контролю за учреждениями здравоохранения ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского района г. Минска» Федорук Виктория Владимировна, начальник отдела охраны труда ООО «Евроторг» Макаренко Светлана Алексеевна, секретарь Объединенного профсоюзного комитета Юрченко Людмила Григорьевна, инспектор РОЧС МЧС Республики Беларусь Фрунзенского района г. Минска Максименко Павел Владимирович, 85 общественных инспекторов.
Работа в области охраны труда выстраивается в рамках действующего законодательства и с учетом принятых программных документов.
Основополагающие документы — это Конституция Республики Беларусь, Закон «О профессиональных союзах», Трудовой кодекс, коллективный договор, Директива от 11 марта 2004 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», Положение об общественном инспекторе по охране труда (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 20.04.2016 № 133 и от 30.01.2017 № 11).
Охрана труда – это актуальная задача для всего труового мира. 25 сентября 2015 года лидерами 193 стран принята 15-летняя программа устойчивого развития – 2030, в которой были сформулированы 17 целей устойчивого развития и 169 задач.
Общественные инспекторы труда – это верные помощники руководителей и специалистов в непростом, но очень важном деле — охране труда. Главная задача для всех, чтобы работник ушедший утром на работу, вечером вернулся домой живым и здоровым.
Цель охраны труда — свести к минимальной вероятности возможные факторы риска (поражения или заболевания) работающего с одновременным обеспечением ему комфорта и, конечно же, все это при максимальной производительности труда.
Профсоюз посредством механизмов, заложенных в коллективном договоре, соответствующих мероприятий по охране труда, а также непосредственной работы общественных инспекторов, помогает избежать появление возможных случаев травматизма и заболеваний на производстве.
Общественный инспектор назначается решением профсоюзного органа из членов профсоюза, способных по своим деловым качествам осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
В обязанность общественного инспектора по охране труда входят: контроль за выполнением законодательства о труде, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии; проведение мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и снижению заболеваемости.
Общественный инспектор может контролировать своевременность выдачи рабочим спецодежды, средств индивидуальной защиты (рукавиц, предохранительных поясов, защитных очков и шлемов, респираторов), проверяет санитарно-бытовое обслуживание рабочих, следит за правильным использованием душевых, гардеробов, комнат гигиены и т.п.
Кроме того, общественные инспектора проверяют наличие предупредительных плакатов и надписей на рабочих местах, следят за исправностью инструментов и наличием необходимых ограждений, при необходимости проверяют выполнение намеченных мероприятий.
Общественному инспектору даны соответствующие права, и в своей работе он должен добиваться от руководства устранения нарушений техники безопасности и производственной санитарии в случае их обнаружения.
Как правило, активная деятельность общественного инспектора всегда пользуется всеобщей поддержкой коллектива.
В положении об общественном инспекторе сказано, что за препятствие законной деятельности общественных инспекторов виновные должны нести ответственность в соответствии с законодательством (административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность).
Все обнаруженные недостатки общественные инспекторы записывают в журналы контроля. При обнаружении явной опасности для жизни и здоровья рабочих, общественный инспектор имеет право требовать приостановления работ, немедленно извещая об этом администрацию и профсоюзный комитет.
Немало несчастных случаев происходит с работниками, находящимися в нетрезвом состоянии. В таких случаях вина потерпевшего и нанимателя несомненна. Вот тут и возникает вопрос: а где мы, коллеги?
Общественному инспектору дано право вносить предложения администрации и профсоюзной организации о привлечении к ответственности отдельных работников, которые допускают нарушения правил техники безопасности, производственной санитарии, трудовой и производственной дисциплины. При невыполнении требований, общественный инспектор может обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям.
Таким образом, работа общественного инспектора направлена не на штрафы и наказания, а на оказание помощи руководителю в своевременном выявлении и оперативном устранении недостатков в сфере обеспечения безопасности труда.