На одной из них обсуждали тему «Экономические санкции и их влияние на социально-экономическое положение трудящихся и развитие государств в этих условиях».
Дискуссию открыл аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. Он подвел итоги пленарного заседания, отметив самые яркие высказывания участников форума, а также рассказал о санкционном давлении, которое испытывает на себе Беларусь.
24 июня решением совета ЕС были введены секторальные санкции в отношении финансового сектора Беларуси. В первую очередь они были направлены на то, чтобы отрезать страну от Европейского рынка капитала, затруднить получение белорусскими банками и компаниями кредитов от европейских финансовых институтов. А в августе еще более обширные санкции против Беларуси ввел ЕС.
– Санкции, которые введены против Беларуси, нарушают международное право. Наша задача обсудить проблему, выработать механизмы, которые бы показали, что решения США и ЕС перечат международному праву и должны корректироваться. Что мы должны быть услышаны, – считает Алексей Авдонин.
Директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН Алексей Громыко во время работы секции пояснил, что существует множество разновидностей санкций. Но главной темой форума стали экономические санкции как международные, так и национальные.
– Они могут называться и санкции, и эмбарго, и блокады, и бойкоты. Но, как бы мы не называли эти меры, их смысл – нанести ущерб противоположной стороне, – обращает внимание эксперт. – Санкции – это фактически наложение на целые народы коллективной ответственности, принцип которой противоречит самой гуманистической природе человеческой цивилизации. Экономические санкции наказывают в основном невиновных. А поскольку эти действия часто вызывают контрсанкции, невиновные страдают с обеих сторон.
Российский общественный деятель, экономист, публицист, блогер, телерадиоведущий Михаил Хазин развеял легенду о существовании международного права. По его мнению, в политике существует только одно право – право сильного.
– Если вы недостаточно сильны, чтобы себя защитить, можете быть уверены, что вас уничтожат, – заявил он.
Михаил Хазин отметил, что санкции вводят потому, что в мире осталось немного стран, где не продвигают западную политику. При этом все понимают, что правила игры определяет Вашингтон.
– Санкции – всего лишь инструмент для манипуляции. Дело в том, что та экономическая модель, которая победила в 1991 году, которую продвигают либеральные пропагандисты, изжила себя. Кризис, который ее разрушает, начался в 2008 году. И с этого периода мировая экономика уже не растет. А все легенды о процветании построены на единственном инструменте – занижении реальной инфляции. Были периоды восстановительного экономического роста, но спад продолжается, – выразил свое мнение Михаил Хазин.
По его словам, мир движется к распаду на валютные зоны. Эксперт утверждает, что это произойдет скорее всего до 2024 года.
– Именно в 2024 году ожидаются выборы в США и России. Еще в этом году мы увидим выборы в Германии, в следующем – во Франции. Еще 3 года эта система не протянет, а через 2 года мы не узнаем политическую карту мира, – сделал прогноз Михаил Хазин.
Российский экономист и аналитик утверждает, что все понимают, что Беларусь – это евразийское пространство, поэтому не нужно расстраиваться по поводу санкций Запада.
– После распада мира на валютные зоны сохранить экономические связи с Западом все равно бы не получилось. Надо строить евразийскую экономическую систему. В ней будет много стран. Больше чем республик, которые входили в состав СССР. В их числе – Турция, если она сохранится, Иран, скорее всего Япония. И по этой причине не нужно смотреть на Запад, – предложил свой выход из ситуации Михаил Хазин. – Это не Запад обидел Беларусь, это вы решили играть в игру с теми странами, которые в принципе не воспринимали Беларусь как партнера. С ними невозможно договориться. Мы начинаем строить новый мир – именно об этом шла речь на недавней встрече глав двух государств – Лукашенко и Путина.
Представитель Израиля Яков Кедми, государственный деятель и эксперт в области военно-политических вопросов, на исторических примерах показал, чего можно ожидать от процесса разрушения однополярного мира и ухода США с роли глобального лидера. Он заострил внимание на том, как эти процессы обостряют военную опасность для всех государств, но прежде всего для Беларуси, как региона ОДКБ.
– Санкции могут принести ущерб не только тем, против кого они направлены, но и тем, кто их ввел, – отметил Яков Кедми. – Беларуси нечего бояться. Пока за вами Россия и немножко Китай, вы можете совершенно спокойно заниматься вашими делами, строить вашу страну так, как вы хотите, так, как нужно вашему народу.
В этом контексте санкции – это инструмент, который позволяет государствам, находящимся под давлением, выработать адекватные меры и разумную национальную стратегию, которая в конечном итоге позволит укрепить положение.
По мнению государственного деятеля Израиля, формирование многополярного мира будет сопровождаться значительным числом локальных конфликтов. И в этих условиях членство Республики Беларусь в ОДКБ – важнейший фактор обеспечения мирного неба над головами белорусов.
Руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич заметил, что благосостояние белорусского народа ничуть не хуже, чем у ближайших соседей.
– Очень часто говорят об уровне заработной платы, – заметил эксперт. – Но сравнивая, забывают, что есть целый ряд ключевых показателей. Например, квартплата. Многие, делая выводы о благосостоянии, полный анализ не проводят, а выбирают 1-2 показателя.
Николай Межевич отметил, что за последние 30 лет экономика прибалтийских стран Эстонии, Латвии и Литвы стала сервисной. Более не развиваются производство и некогда знаменитое сельское хозяйство.
В этом контексте выгодно выглядит ситуация в Беларуси, где сохранилось промышленное и сельскохозяйственное производство.
– Может быть они не идеальны, какие-то предприятия менее конкурентоспособные, какие-то – более, – отметил эксперт. – И эта национальная модель отлична от российской. В России было настолько развитое производство, что, несмотря на гибель значительной части промышленного потенциала, все равно многое осталось.
А Беларуси, по его мнению, в процентном соотношении удалось сохранить неизмеримо больше. Ни одна из постсоветских республик не смогла добиться таких результатов. И приватизация, которую все чаще предлагают провести, может быть вредной для построенной модели.
В качестве примера Николай Межевич предложил рассмотреть российский опыт. По его словам, за полтора года в Санкт-Петербурге закрылось каждое третье предприятие, почти одновременно на рынок труда вышли более 300 тыс. человек.
В Беларуси крупнейшие предприятия тоже теряют сотрудников, идет оптимизация. Но процесс этот медленный, на белорусском рынке труда никогда не было перегрузки. Скорее можно говорить о том, что количество вакансий как правило больше, чем количество желающих их занять.
Для построения крепкой национальной модели эксперт предложил обратиться к европейской практике. В Европе средний класс возник несколько раньше. Это произошло с появлением общегерманского рабочего объединения в 1863 году, когда задолго до революции 1917 прозвучала идея интернационала трудящихся. После революции появился достаточно радикальный профинтерн, то есть коммунистический профсоюз и социал-демократический амстердамский профсоюзный интернационал. Он ставил перед собой примерно те же цели, что и современный профсоюз во всем мире. С той лишь разницей, что условия в мире были более благоприятными. Такие, которые, по мнению эксперта, сейчас сохранились только в одной стране – Беларуси.
– И если мы хотим выстраивать эффективную экономическую и социальную модель, то социальное партнерство очень нужно и полезно, – заявил Николай Межевич. – Есть вещи, которые были хорошо отработаны в Европейской модели: обеспечение жильем, социальные гарантии. Пришло время к ним возвращаться.
Анжела ЛЮДЫНО, Елена КАЯЧ, Виктория ДАШКЕВИЧ