В маленьких «гуманитарных» офисах отношение к охране труда редко назовешь серьезным. Ну распишешься пару раз в год в инструкции, скользнешь взглядом по плакату с призывами не тыкать пальцем в розетку и не оставлять включенным чайник — и работай дальше. А вот людям, охраняющим труд в строительных организациях, за их работу даже премии и звания дают. Как, к примеру, инженеру по охране труда специализированного управления № 173 ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» Дмитрию Евстратикову.
Он победил в конкурсе «Лучший молодой специалист года». Работники СУ-173 прокладывают тоннели коллекторов, строят подземные переходы. Труд их сложный и опасный: могут случаться затопления, обвалы грунта, поражения электричеством и сотни разных других происшествий. Как же справляется со своими задачами инженер?
— Мое преимущество — в детальном знакомстве с особенностями многих профессий. Еще студентом подрабатывал дорожным рабочим, где узнал трудности и даже хитрости этого дела. После окончания БНТУ по специальности «горный инженер» сокурсники массово просили распределения в Солигорск, а я отказался, так как уже трудился оператором тоннелепроходческого комплекса в своем тресте… Окончил магистратуру, получил звание магистра технических наук. Вместе с преподавателями БНТУ стали создавать новые методики проходческих работ. В этом проекте занимаюсь разработкой иных подходов к охране труда, что заставляет изучать чужие ошибки. Все полученные знания помогли в прошлом году, когда представлял Беларусь на международном форуме по созданию микротоннелей. Завоевал там третье место. Похвалюсь: удостоен звания лауреата специального фонда Президента. Руководство заметило мой энтузиазм и поручило отвечать за охрану труда, — так кратко излагает свою биографию Дмитрий.
С новой должностью, как считает Евстратиков, ему опять-таки повезло. Во-первых, начальник отдела охраны труда треста Александр Шакун — человек знающий, изучающий работу строителей их профиля в других странах. Он разыскивает подробный анализ каждого крупного происшествия, изучает и доводит нюансы до работников треста, чтобы не повторять ошибок других. Во-вторых, руководство треста поддерживает их политику — не замалчивать несчастные случаи на производстве. Не переименовывать их в бытовые, а немедленно обращаться к врачам, чтобы в дальнейшем у человека не было проблем со здоровьем, пенсией…
Хотя Дмитрий очень молод, он тщательно изучил историю треста, методы его работы и надеется возвратить в организацию некоторые прежние подходы. Например, когда начинали закупать сложное оборудование за рубежом, туда непременно посылали специалистов на обучение. Это не только позволяло сберечь дорогостоящую технику, продлить срок ее эксплуатации и соблюсти все тонкости технологий, но и открывало секреты безопасного обращения со сложными механизмами. Тогда же приобретали спецодежду и обувь.
— Это немаловажно, — уверен Дмитрий. — К примеру, немецкая роба пропитана особым составом, который отталкивает горючие и масляные материалы, а значит, не горит, меньше пачкается. Это не мелочь, поверьте. Наши фирмы тоже стараются: на выставках показывают обувь с такой прочной подошвой, что, если встать на гвоздь, он согнется, но ее не проколет. К тому же такая обувь вдвое дешевле импортной. И одежда на выставке под стать немецкой. Но оказалось, нередко высококачественными бывают только выставочные экземпляры…
Еще собеседника беспокоит, что рабочий человек теперь меньше получает за вредные условия труда, часто не имеет возможности отдохнуть в санатории. Раньше представители многих профессий путевки получали бесплатно… Все это надо решать на государственном уровне, с помощью профсоюзов. В общем, хлопот и забот у инженера Евстратикова немало. Тем более что с сентября он еще и студент Академии управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «госуправление и экономика».