Одно дело — приходить на завод в качестве журналиста и рассказывать о производстве со слов героев будущих публикаций, другое — примерить рабочую форму и на 25 минут стать участником процесса сборки одного из самых знаменитых тракторов в мире. Тем более что когда-то получила диплом слесаря механосборочных работ 4-го разряда. Правда, стаж работы в этом качестве 10 дней…
Моими коллегами на время сборки стали молодые люди Лена и Филипп.
Лена — минчанка, Филипп — из Риги. Тетя девушки работает на заводе, она и предложила посмотреть, как собираются трактора.
Переодеваемся в рабочую одежду. Удивительно, но форма оказалась как будто специально скроенной по фигуре, очень удобной, движений не стесняла. К тому же в карманы вместился не только диктофон, но и блокнот с ручкой, расческа с губной помадой, да еще свободное место осталось! Кстати, такую форму на заводе носят сотрудники инженерно-технической службы. У рабочих спецовки немного другие.
По дороге в корпус сборки тракторов проходим по аллее славы, где вывешены портреты лучших работников завода. Специалист по работе с молодежью бюро идеологической работы МТЗ Сергей Сидорович поясняет: галерея обновляется каждый год, попасть на нее может каждый — здесь есть фотографии и простых рабочих, и начальников цехов. Передовикам полагается солидная прибавка к зарплате на протяжении года.
Внутризаводская территория напоминает эдакий город в городе: есть улицы (Сборочная, Центральная, Термическая), тротуары и проезжая часть с обозначенными пешеходными переходами, на которых водители обслуживающей техники пропускают (!) пешеходов. И везде — идеальная чистота: выкрашенные фасады и бордюры, разбиты цветники, на территории растут деревья.
Спустя 10 минут подходим к главной цели — четырехэтажному корпусу сборки.
Нам предстоит выполнить каждому по пять операций на втором конвейере, где в этот момент идет сборка тракторов BELARUS-510-1 мощностью 50 л. с. Длина конвейера — 275 метров, на нем 55 постов, которые обслуживают 55 рабочих. У каждого поста трактор делает остановку на 5 минут, в течение которых следует закрепить необходимые детали. Внимания на нас никакого не обращают — привыкли к туристам.
Задача перед нами стоит не совсем простая — из-за новичков конвейер простаивать не будет, а помогать нам никто не собирается.
Не знаю, что чувствовали в тот момент мои «коллеги», но я была в себе очень уверена — все-таки дипломированный специалист! Впоследствии оказалось — зря.
Вначале надо было установить кронштейны трех наименований. И первая проблема: болты с нанизанными шайбами никак не хотели помещаться в отверстия, шайбы пытались соскочить с болтов, а те, в свою очередь, стремились самым бесстыдным образом вывалиться из рук. Что в конечном счете и произошло. Хорошо, что о дипломе своем первом благоразумно промолчала.
Пока отыскала деталь на полу, будущий трактор плавно сдвинулся с места. Должна признаться, закручивать болты на ходу — работа еще та. Но с заданием в итоге справилась.
Следующая операция — установка глушителя. Здесь дело пошло веселее, поскольку мастер Анатолий Дмитриевич дал в руки обычный молоток, спросив при этом, хорошо ли позавтракала. Ведь, чтобы посадить столь важную деталь на место, надо несколько раз хорошенько обстучать ее молотком, а затем докрутить болты пневмогайковертом. Хоть позавтракала неплотно, с задачей справилась почти без проблем.
И последняя операция — установка рулевого колеса и его закрепление. Подумала: ну уж с этим-то заданием справлюсь на ура. Кстати, мои коллеги по сборке считали приблизительно так же. Однако в наших руках колеса почему-то выделывали разные па и никак не хотели становиться на место. За пять минут в голове пронеслось множество ярких выражений и эпитетов. Не помогло. Помог рабочий. Причем безмолвно, но с усмешкой.
На этом мое участие в создании трактора завершилось. В технологической карте сборки расписываюсь в графах напротив выполненных операций, и мои 50 лошадок в скором времени отправятся за тридевять земель — пахать, засеивать поля, перевозить грузы в далеком Пакистане.
По подписям, в случае обнаружения дефектов, будут искать бракодела. Очень надеюсь, что пакистанцы ничего не обнаружат.
Закончив все формальности, мы получаем сертификаты и покидаем сборочный цех.
Переполняют разные чувства. И самое яркое, пожалуй, чувство гордости — за завод, за людей, которые на нем работают, за страну, которая сумела не только сохранить тракторное производство, но и развивает его.
Спрашиваю у спутников, что их впечатлило. Филипп откровенно поражен размахом завода (как-никак занимает 150 гектаров) и тем, что он по-настоящему живой: все ухоженно, красиво, люди работают, есть люди, которые тут по 50 лет трудятся, есть и молодежь… К сожалению, признался молодой человек, в Латвии ничего подобного нет. Лену же впечатлили люди, которые работают на конвейере: сдержанностью, сосредоточенностью и ловкостью рук.
Фото Елизаветы Добрицкой и из архива агентства «Минск-Новости»