Развитие строительной сферы в Беларуси — на особом контроле у Главы государства. В начале марта Александр Лукашенко подписал Директиву № 8 — в документе обозначены направления, по которым будет двигаться вперед эта отрасль. Сколько и каких специалистов ждет стройка, есть ли здесь место высоким технологиям, могут ли сегодня наши ребята, оканчивающие профессиональные лицеи и колледжи, шагать в ногу со временем?
На эти вопросы ищем ответы вместе с Еленой Черных — заведующей сектором профессионально-технического и среднего специального образования комитета по образованию Мингорисполкома, Валерием Суровцевым — директором Минского государственного профессионального лицея № 7 строительства, Александром Чуприсом — директором Минского государственного профессионально-технического колледжа строительства и коммунального хозяйства, Анатолием Непочеловичем — директором Минского государственного профессионального лицея № 10 строительства имени И. М. Жижеля, Игорем Кириленковым — заместителем генерального директора по идеологической работе и социально-бытовым вопросам ОАО «Минскремстрой», Иваном Фиранчуком — заместителем управляющего по информационной работе, кадрам и социальным вопросам ОАО «Стройтрест № 4».
Корр.: Сегодня самый перспективный специалист — тот, который умеет работать не только головой, но и руками. На жизнь себе он точно заработает. Мои коллеги-журналисты считают, что конкурс на строительные профессии должен быть, как в экономическом вузе. А выпускники школ это понимают?
Елена Черных: Без грамотной профориентации ребенок не найдет себя в том перечне специальностей, которые предлагает профессиональное образование. А выбрать надо ту, которая будет актуальна на протяжении всей жизни. В этом вопросе помогают разобраться как школьные педагоги, так и учреждения профессионально-технического образования (ПТО). Считаю, вносить свою лепту в пропаганду рабочих профессий должны и предприятия — заказчики кадров.
Игорь Кириленков: К 1 Мая чествовали строительные династии — у нас их 32. Семья и есть главная профориентация для ребенка. Из потомственных строителей вырастают лучшие кадры. Вспоминаю свою историю вхождения в профессию. Когда учился, был месяц теории, три — практики. Последнюю с первого курса проходил в одной и той же бригаде. К окончанию учебы выходил на работу в знакомый коллектив. После распределения не было страшно, что шагаю в неизведанное. И сегодня надо такую систему выстраивать.
Корр.: А чья это забота? Базовых предприятий?
Игорь Кириленков: Ранее прекрасно работала система целевого набора: молодой человек получал направление на учебу от предприятия. Оно, в свою очередь, гарантировало ему трудоустройство, несло ответственность за выпускника, даже выплачивало какую-то минимальную стипендию. Наниматель знал: для него готовят специалиста. Что сегодня? Мы, как наниматели, заинтересованы в привлечении молодых рабочих строительного профиля. Скажем, получили в 2018 году по распределению больше сотни ребят. В августе их трудоустроили, выплатили подъемные. С этого же месяца начинается призыв на военную службу. И парни целыми группами начинают периодически наведываться в отдел кадров: кого отпустить в военкомат на два часа, кого — на 2-3 дня, так как живут в другом городе. К октябрю-ноябрю они в большинстве своем отдают долг Родине. В итоге у нанимателя затраты есть, а работника нет…
Корр.: И какой выход видите?
Игорь Кириленков: Либо после учебы сразу идти в армию, а затем отрабатывать распределение, либо наоборот: поработал — отслужил.
Корр.: Трудно ли сегодня директорам строительных колледжей обеспечить набор?
Валерий Суровцев: Выбор будущей профессии выпускниками школ во многом предопределяют родители. Приглашаем ребят вместе с мамами и папами на дни открытых дверей и мастер-классы. Последние проводят учащиеся лицея. К этим мероприятиям привлекаем социальных партнеров — производителей строительных смесей, лаков, красок… Они предоставляют нам свою продукцию. В чем плюс? Это современные материалы, которые используют на отечественных стройках. Когда ребенок и его родители видят, какие шедевры, скажем, из декоративной штукатурки делают учащиеся лицея, сомнений в правильности выбора будущей профессии не остается.
Корр.: То есть показываете творческую сторону профессии строителя… А нужны ли сегодня такие креативные кадры тем же стройтрестам?
Валерий Суровцев: Сегодня многие специалисты приводят в пример немецкий опыт подготовки профессиональных кадров, так называемую дуальную систему образования. Предприятие набирает молодежь, а затем по своим производственным потребностям направляет на учебу. Появляются новые технологии и материалы — снова учиться. То есть отталкиваются от потребности в определенных навыках.
Анатолий Непочелович: Но если специалист не сдает экзамен в учебном заведении, по карьерной лестнице он не поднимется. Останется рабочим.
Валерий Суровцев: И все же считаю, что наша система ПТО очень хороша. Ломать ее ни в коем случае не стоит, разве что где-то усовершенствовать. Лет 10 назад на строительные специальности в ссузах был конкурс 7 человек на место! Потом наблюдался спад — в отрасли дела шли не так гладко. Наши золотые руки выезжали на заработки за границу. Сегодня снова нужно поднимать престиж труда строителя.
Иван Фиранчук: У нас более 20 лет существуют тесные связи с лицеем № 10 строительства. Помогаем в укреплении материально-технической базы. Имеем и свои преимущества: директор лицея разрешает выбрать лучших выпускников. Мы отслеживаем их работу на практике. Наша задача в первый год, даже в первые месяцы их трудоустройства — не отбить желания работать в отрасли.
Корр.: Слышала, в некоторых стройтрестах в бригадах действует своя дедовщина: молодые специалисты выполняют самую черновую работу, выносят мусор за себя и «за того парня». А мальчишка, может, талантливый штукатур. Так любовь к специальности не привьешь…
Елена Черных: Действительно, есть примеры, когда выпускники и те, кто только пришел на практику, выполняют работу не по специальности. Ребята задаются вопросом: «Правильно ли я выбрал профессию?» А если предложить начинающему специалисту сделать, например, нестандартную кладку или оформить стены декоративной штукатуркой, он наверняка захочет развиваться дальше!
Корр.: Вот вы, Александр Сергеевич, тоже готовите будущих строителей. Были подобные ситуации?
Александр Чуприс: Таких вопросов не возникает. Устраиваем наших учащихся на практику по специальности, причем оплачиваемую. Это для них дополнительный стимул. Бывает, они могут посетовать на то, что выполняют несвойственную для них работу. Но происходит такое скорее от недопонимания. Говорим ребятам: оштукатурили стены — уберите за собой рабочее место. Это культура труда.
Иван Фиранчук: Если трудится в бригаде, то вся бригада должна убирать! А не так, что весь черновой труд — студенту. Когда это делается вместе с опытными коллегами, обид не будет. Шефствуем над ребятами с первых дней их учебы в лицее. Приходим на линейки, приглашаем к себе на экскурсии, показываем, на каких знаковых объектах работаем. Реконструируем исторические объекты, построили здание Верховного Суда, сдаем Студенческую деревню… Важно рассказать и о социальном пакете на предприятии: при приеме на работу выплачиваем подъемные, обеспечиваем при необходимости местом в общежитии, при вступлении в брак и рождении ребенка оказываем материальную помощь. И прощупываем их интересы — отправляем на спортивные соревнования, турслеты. Но главное, чтобы им справедливо выплачивали заработную плату! Конечно, она будет отличаться от зарплаты опытных работников. Но если ребята сделали больше нормы, то поощрим из премиального фонда.
Анатолий Непочелович: Наши выпускники хорошо закрепляются в Стройтресте № 4. Если трудятся на совесть, то и на практике могут заработать больше 1 000 рублей. И сварщики, и каменщики, и бетонщики!
Игорь Кириленков: А мы отправляем сотрудников на оздоровление, в том числе в межсезонье, — есть свои базы отдыха. Работники оплачивают всего 15 % стоимости путевки.
Корр.: Елена Ивановна, а как сегодня формируется заказ на рабочие кадры?
Елена Черных: Используем автоматизированную систему «Кадры». С ее помощью работодатель размещает заказ на подготовку специалистов. Правда, не все наниматели своевременно заполняют базу актуальной информацией. Прогнозировать в наше время сложно. Поэтому основа контрольных цифр набора в лицеи и колледжи — договоры, которые мы заключаем с предприятиями.
Фото Павла Русака и Сергея Пожоги