На служебном автомобиле мы движемся по пр. Независимости. За окном — дождь, дорога скользкая. От этого, кажется, и транспортный поток немного тише, чем обычно. Автолюбители понимают: спешка, излишняя скорость на дороге могут привести к неприятным последствиям.
— С раннего утра на дежурство заступили экипажи ГАИ, — говорит Алексей. — Они отслеживают обстановку и при возникновении малейших затруднений в движении (аварийные автомобили, поломки, сбой в работе светофоров) моментально вмешиваются в процесс. Самыми сложными считаются перекрестки проспекта Независимости с улицами Ленина и Козлова, проспектов Победителей и Машерова, где особенно много транспорта и пешеходов.
— С чего начинается ваш рабочий день?
— С инструктажа. Нам доводят задачи, оперативную информацию, после чего мы выезжаем на закрепленный участок либо маршрут патрулирования. По ходу обращаем внимание на то, как организовано движение транспорта и пешеходов, есть ли нужные знаки, в каком состоянии дорожная разметка, нет ли на проезжей части каких-либо работ.
— Впереди нас площадь Победы. На время реконструкции здесь несколько изменилась схема движения транспорта. Это как-то повлияло на аварийность?
— Особых проблем здесь нет. Большинство водителей привыкли к изменениям. Но есть приезжие, которые нечасто пользуются этой круговой развязкой. Бывает, теряются на площади, не обходится без ДТП. Наша задача — оперативно прибыть на место происшествия, максимально быстро составить схему и убрать автомобили, чтобы не стопорилось движение. Ведь любое препятствие на дороге может существенно снизить пропускную способность главной артерии столицы. На этой площади если и случаются столкновения, то чаще ущерб оценивают как незначительный.
— Но все равно водители вызывают ГАИ?
— Примерно в 90 % случаев участники автоаварий могли самостоятельно оформить европротокол, но почему-то звонят по телефону 102. Хотя с 1 сентября 2019 года увеличен лимит страхового возмещения при оформлении ДТП без вызова ГАИ с 400 до 800 евро по курсу Нацбанка. В помощь автомобилистам работает круглосуточный call-центр по оформлению ДТП без вызова сотрудников ГАИ. Достаточно набрать короткий номер 140 — и специалисты пошагово разъяснят порядок действий при оформлении европротокола, помогут заполнить бланк извещения о ДТП, оперативно проверят наличие договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
— Наверное, каждый рабочий день инспектора не похож на другие?
— Работа у нас хоть и сложная, но интересная. В городе много мероприятий, приезжает немало гостей. Запомнились летние Европейские игры, когда мы обеспечивали безопасность на спортивных объектах, в местах проживания спортсменов и делегаций. К тому же на службе приходится много общаться, причем не только с нарушителями правил, но и с дисциплинированными водителями и пешеходами.
— Наверняка и помощь оказываете?
— Не без этого. Летом в жару автомобили перегреваются, из-за того что хозяева не уделили должного внимания техническому состоянию. Зимой, напротив, авто нередко замерзают в пути. Если видим поломку на дороге, останавливаемся и стараемся помочь. В экстренных случаях берем на буксир либо убираем транспортное средство с проезжей части. Так как не за горами зима, совет водителям: заранее подготовьтесь к поездкам при минусовой температуре. Прежде всего переобуйте авто в зимние шины, залейте в бачок омывателя незамерзающую жидкость, проверьте работоспособность аккумуляторной батареи, других узлов и агрегатов.
— Давно вы на службе в ГАИ?
— С 2008 года. До этого окончил Минский государственный автомеханический колледж, получил специальность техника-механика. Узнал, что в спецподразделение ГАИ на конкурсной основе принимают таких специалистов, подал документы. Автомобильная тема мне всегда была по душе, а работа инспектора казалась интересной. Такой ее вижу и сегодня.
Фото Ирины Малиновской