– Валерий Николаевич, сегодня гаджеты вытесняют у детей желание физически работать, и эта тенденция набирает обороты. Как мотивировать ребят идти в «рабочие» сферы, как оторвать от экранов ноутбуков и телефонов?
– Мы организуем процесс не путем запрета, а развитием образовательной среды с применением информационных технологий. Так, учитываем, что у нового поколения клиповое восприятие информации, что современные дети в процессе взросления постоянно играют. И если ранее мы обучались и обучали детей с помощью книг и плакатов, то сегодня – через повсеместное внедрение программно-аппаратных комплексов, которые имитируют на компьютере технологические процессы. А начинается знакомство с простых форм, близких к тем игровым элементам, которые им понятны.
Возьмем комплекс «Виртуальная мастерская»: открыл компьютер – и пошел по этой мастерской, кликнул по верстаку – увидел измерительный инструмент, на котором написаны его параметры, для чего используется, как применяется. Такое погружение в производственную среду мотивирует и помогает лучше усваивать материал.
Считаем, надо не бороться, не «отрывать» ребят от экранов, а использовать понятную им среду как инструмент повышения качества образования.
– Беларусь – одна из стран, где культивируется высшее образование. Что можно предпринять в такой ситуации для повышения престижа рабочих специальностей?
– Важно создать современную образовательную среду в учреждениях профобразования с новыми инструментами, современным оборудованием, информационными технологиями.
Положительно влияют на престиж рабочих специальностей и чемпионаты профессионального мастерства, такие, как WorldSkіlls. Это мировое движение, Беларусь присоединилась к нему в 2014 году. Мы провели уже 3 национальных чемпионата, последний прошел в 2018-м и охватил отборочными конкурсами все регионы страны. Он проходил в Футбольном манеже, лучшие ребята соревновались более чем по 30 компетенциям – парикмахеры, плотники, столяры, сварщики…
В этом году пройдет мировой WorldSkіlls в Казани. Мы определились с 33 компетенциями. Приятно, что наша страна заявляется и на компетенции будущего – они демонстрируются вне конкурса, но позволяют увидеть технологии, которые в мире стремительно развиваются в реальном секторе.
Конечно, ребята, которые еще обучаются в школе и только присматриваются к профессиям, могут пройти психологические тесты, профессиональную диагностику. Но когда они приходят на площадку конкурса, то своими глазами видят, насколько современным стал труд производственного персонала.
На такие массовые мероприятия стараемся привлекать средства массовой информации: телевидение, газеты, БелТА. Когда молодой рабочий, наш вчерашний выпускник, на глазах зрителей меняет управляющую программу для контроллеров и оптимизирует производственный процесс, чем удивляет даже поставщиков оборудования, – это и есть то, что и мотивирует, и впечатляет.
Повышаем престиж профессий и с помощью предприятий, организаций – заказчиков кадров. У них, как правило, есть свои газеты, проводятся профсоюзные мероприятия – через них доносится информация.
– Обычно настаивают на поступлении в вузы родители. Выходит, на первом этапе важно работать с ними. Как?
– С февраля по субботам в каждом учебном заведении проводятся дни открытых дверей. Родители вместе с детьми могут прийти, задать вопросы. Многие не знают, какая сегодня материальная база у нашего профобразования. А это хорошо оснащенные мастерские, это такие приборы, материалы, программные продукты, каких по некоторым профессиям пока нет даже в реальном секторе экономики. В этом плане уровень образования немного опережает уровень производства.
Почему? У нас срок обучения от года до 4 лет, за это время может многое измениться. Поэтому мы изучаем производственные технологии Европейских стран, у которых они выше, и внедряем в учебных заведениях и ресурсных центрах. Так вот родители могут увидеть, чему, в какой среде будет обучаться их ребенок, и сделать вывод, насколько устойчивым станет его будущее на рынке труда.
Смогут понять и то, что профобразование сокращает срок получения профессии. При этом общеобразовательные предметы профилированы под будущую профессию. Так, в техническом профиле больше внимания уделяется учебным темам по физике и математике как основы для электротехники и электроники, у парикмахеров и кулинаров – химии и т.д.
На те же чемпионаты профмастерства на Футбольный манеж могут прийти не только подростки, но и мамы, папы. И трудовые династии никто не отменял: когда предприятие крепкое, родители видят, что ребенок может получить тут хорошую траекторию развития.
– Бытует мнение, что учреждения профтехобразования и ссузы ближе к практике, чем вузы. Это так?
– У них разные функции труда. Учреждения профессионально-технические связаны непосредственно с производством товаров и услуг. Среднеспециальный уровень готовит специалистов среднего звена и более квалифицированных рабочих по наукоемким и высокотехнологичным специальностям – «Мехатроника», «Диагностика автомобилей» и другим. Такие специалисты уже могут составлять разные программы, проектировать несложные модели, сами же могут наладить их изготовление.
К примеру, технолог-дизайнер по пошиву одежды не просто шьет, как швея, он работает, по сути, как модельер: прорисовывает модель с заданными заказчиком элементами, раскраивает ее и шьет. На отведенном участке работы он сам принимает решения, и это требует фундаментальной подготовки, позволяющей гибко перестроиться, и способности творчески подходить к делу, в том числе в нестандартных условиях.
Однако объем выполняемых профессиональных задач у такого специалиста более узкий, чем у выпускника вуза. Трудовые задачи технолога с высшим образованием пополнят функции управления, проектирования, например, серии каких-то элементов. Высшая школа всегда готовила выпускников с более широкими компетенциями.
Так, у нас не готовят «директора завода». Но занять эту должность может человек, получивший образование профессиональное, а затем высшее экономическое, техническое, а может, юридическое. Директор – это уже менеджер, который управляет производством, организует большое число людей, управляет кадрами, финансами и выполняет разного рода другие функции.
– Тем не менее, как вы отметили, возрастают требования и к тем, кто получает профессионально-техническое образование…
– Конечно. Сегодня бывший сантехник получает квалификацию «слесарь санитарно-технических систем». Раньше ему прораб говорил, где поставить кран или радиатор. Теперь он должен уметь по сформулированным заказчиком задачам сам спланировать, где прикрепить смеситель, а где – бойлер. Мало того, он делает мини-проект, размечает, подбирает материалы, а затем монтирует и проверяет работу. Т.е. к специальности прирастает проектная функция, но не с точки зрения изобретений, как у инженера, который проектирует узлы или агрегаты, а с точки зрения расположения элементов санитарно-технических и отопления.
Возвращаясь к теме престижа профессии, замечу: такой подход показывает, что сегодня «рабочая» профессия – чистая, а не специалиста в замасленной одежде и с гаечным ключом в руках. Применяются современные материалы, инструменты, программные продукты и мобильные приложения. Добавим также, что это финансово устойчивый специалист на рынке труда: умелые руки всегда накормят. Если ушел с предприятия, он может стать самозанятым, индивидуальным предпринимателем или работать на малом предприятии.
– Валерий Николаевич, коль мы заговорили о современном специалисте, нарисуйте его портрет. Кто сегодня приходит на предприятия после учебы в учреждениях профтехобразования и ссузов?
– Если сформировать портрет укрупненными блоками, их будет три.
Первый, который необходим в любой сфере, – Soft Skills. Это так называемые «мягкие» компетенции – социально-личностные, которые позволяют человеку научиться работать в команде, строить взаимоотношения с коллегами, рационально организовывать рабочее место, самостоятельно принимать решения, отвечать за выполняемую работу.
Второй блок компетенций – Hard Skills. Они связаны с профессиональными навыками для выполнения конкретных видов работ в рамках трудовой деятельности.
Третий блок, который сейчас стремительно внедряется, – Digital Skills, или цифровые компетенции. Это не только умение работать с компьютером, но и внедрение инновационных технологий, программных продуктов в профессиональную деятельность.
– Новые технологии вносят серьезные перемены. Будет ли необходим труд рабочего в будущем?
– Конечно. Он просто изменяется. Да, появились новые технологии – умные роботы, бионический дизайн, «большие данные», облачные хранилища и т.д. Но пишут программы, изготавливают и монтируют тех же роботов или производственные линии люди. Нужны также специалисты, которые будут управлять технологическим процессом. И это явно не инженер, а выпускник колледжа, который способен наладить, диагностировать автоматизированные системы, контролировать корректность процесса, а в случае сбоя уметь откорректировать процесс и наладить оборудование.
Кстати, у нас сейчас профессий больше 4 тыс. в Едином тарифно-квалификационном справочнике Министерства труда и соцзащиты, а готовим мы в системе профобразования около 400 квалификаций, в основном, массовых. А есть и те профессии, что не нужны в большом объеме: им будут обучаться непосредственно на предприятиях.
Есть еще один сегмент – профессии, связанные с творчеством. У робота нет души, он не создаст шедевр ручного труда, к примеру, в кондитерском или парикмахерском деле. На том же WorldSkіlls есть две оценки работ: объективная и субъективная. Последняя связана со вкусом эксперта, который оценивает внешний образ, вкус, цвет, запах и прочее. Математические алгоритмы – это не душа, тут роботы не заменят человека.
Поэтому, уверен, профессии останутся и будут приукрашать нашу жизнь на фоне роботов.
– Какие специальности или направления, на ваш компетентный взгляд, станут наиболее востребованы рынком труда?
– Думаю, одной из таких дисциплин станет психология. Стремительное внедрение в жизнь новых технологий и роботов приносит серьезные стрессы. Поэтому нужны специалисты, которые помогут адаптироваться к новым условиям.
Что касается нашей сферы профобразования, то структура подготовки кадров ориентирована на сложившиеся в каждой стране свои секторы экономики. Отсюда и рабочие места, и заказ на подготовку кадров. Может, человек и хочет освоить профессию моряка – но у нас нет моря. Зато есть промышленность – пищевая, перерабатывающая, станкостроение, машиностроение. Емкий сегмент – строительство. Также востребованными останутся сферы бытовых услуг, автосервиса, общественного питания.
Все активнее развивается отрасль информационных технологий. Это аутсорсинг, когда часть производственных или бизнес-процессов зарубежных компаний сопровождают наши ИТ-компании. И это сервисные услуги, когда, например, надо все процессы на предприятии оцифровать.
Потребуются специалисты, которые будут обслуживать новую технику, например, электромобили, в строительстве – энергоэффективные дома, а также все процессы ЖКХ. Это тоже будут выпускники учреждений профессионального образования. Ну, и, думаю, малый и средний бизнес будет дальше развивать сферы услуг, связанные с общественным питанием, красотой, здоровьем.
– Раньше с профессиями знакомились уже старшеклассники в учебно-производственных комбинатах. Нынешние школьники, как заметил недавно Президент, не умеют выполнять элементарных бытовых вещей. Не думаете ли вы снова вводить в школу такие УПК?
– Работа уже начата. Только функции УПК переданы учреждениям профобразования. На базе профлицеев, колледжей, а также общеобразовательных школ, где есть возможности, сегодня школьников обучают рабочим профессиям.
После педагогического совета, который прошел с участием главы государства, у нас есть документ «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года». Одна из позиций как раз – ранняя профориентация школьников для осознанного выбора профессии, подготовки к жизни.
Уже в этом учебном году введено трудовое обучение в 10 базовых классах: более 20 тыс. школьников республики осваивают первичные навыки труда, и это только десятиклассники. В следующем учебном году подключится еще примерно столько же новых десятиклассников. И ребенок, который пока не определился с профилем, закончив школу, получит свидетельство овощевода, столяра, плотника…
Для того, чтобы реализовать это, разработано более 70 учебных планов, обучены педагоги. Так что работа развернута и методически обеспечена. Сейчас она совершенствуется.
– Чего ожидать абитуриентам во время вступительной кампании 2019 года: появятся ли новые профессии, специальности?
– С нового учебного года будем обучать монтажников каркасно-обшивных конструкций сухого строительства, т.е. тех, кто работает с гипсокартоном и строительными смесями. Этот проект реализуем совместно с международной компанией KNAUF.
Добавится также специальность «визуальный мерчандайзинг», где обучат оформлять стеллажи, витрины, презентовать покупателям объекты розничной торговли и индустрии моды. Такой специалист будет востребован в разных сферах, его умения добавляют стоимости продукту, увеличивают экономический эффект.
Открыта специальность среднего специального образования «Социальная работа». Будем обучать специалистов для системы социального обслуживания населения, поскольку государство большое внимание уделяет этому вопросу.
Новые специальности вводятся на основе заказа, как правило, по запросу региональной экономики. Это динамичный процесс.
– Валерий Николаевич, спасибо за содержательный разговор. Успехов!
Беседовала Светлана ЛОКТЫШ
Фото Валерия КАРТУЛЯ