— Никакой романтики не было, — говорит Дмитрий, — просто пошел по стопам отца Александра Александровича, проработавшего здесь 30 лет. Еще со школьных лет — после учебы, на каникулах — приходил к нему на станцию. Видел, как все четко организовано, как спасают купальщиков и рыбаков. Так и прикипел. Работа вроде бы не очень тяжелая, но ответственная: от квалифицированных слаженных действий дежурной группы порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. В команду входят два водолаза, моторист-рулевой и медик.
Сколько раз за эти годы непосредственно участвовал в спасении людей, Вихров ответить затрудняется. Много. Случалось, спасатели уже ничем не могли помочь, они ведь тоже ограничены в своих действиях и возможностях. Дается всего 5 минут на то, чтобы прибыть к терпящему бедствие человеку, обнаружить его и оказать первую помощь. Тут многое, а иногда и все зависит от вовремя поступившего сигнала тревоги, указания точного места происшествия, состояния утопающего. А также от глубины водоема, чистоты воды и дна, мощности мотора катера и других факторов. Даже в холодную погоду водолаз порой не надевает ни костюм, ни акваланг — только маску. Лишь бы успеть найти потерпевшего…
Свое участие в спасении людей на водах в дежурной группе Дмитрий не выделяет потому, что к этому причастен весь ее состав. Однако случалось, когда встречался с бедой наедине:
— Прогуливался зимой с домочадцами у водосброса водохранилища Криница. Впереди шли мама с ребенком, который, играя, балансировал на краю бетонной кромки. А потом спрыгнул на лед и провалился. Я успел добежать и вытянуть его из полыньи за волосы. А как-то рыбачил с другом, тоже мотористом, Александром Скабкаревым на Минском море. Штормило. Вдруг крики: в 500 метрах от нас перевернулась лодка с двумя подростками. Гребли что есть мочи, в четыре весла. Достали уже обессилевших ребят, оба были без жилетов.
По словам Дмитрия, в последние 10 лет спасателям грех жаловаться на материально-техническое обеспечение. И вспоминает, как тяжело было в постсоветские годы, когда существовали проблемы и с водолазным оборудованием, и с плавсредствами, и с самими спасательными станциями столицы.
— Перед каждым дежурством наготове два катера, из них один на подстраховке, — продолжает рассказ спасатель. — Хотя при тревожных вызовах обходимся одним, и ни разу его мотор не подвел. Катера у нас японские, мощные. Перед сменой всегда проверяю наличие масла и топлива, прогреваю. Два раза в год, перед теплым и холодным сезонами, спасатели сдают нормативы на профпригодность, в которые входят все задания спортивного многоборья. А в течение светового дня в любую погоду начальник станции Николай Клочков проверяет готовность дежурной смены. Тренировка занимает 30–60 минут. Зимой она более специфична: быстрое передвижение по льду требует хорошей физической выносливости.
Закалка в Дмитрии Вихрове чувствуется и в 47 лет. В свое время он увлекался футболом, таэквондо, получил первый разряд по гандболу. В армии служил в спецназе, был удостоен нагрудного знака за спортивные достижения, а также двух медалей как участник событий в горячих точках. Три года назад спасателя наградили высшим знаком республиканского ОСВОД — почетной наградой «За заслуги», а в 2019-м ему присвоено звание «Минский мастер».
Фото автора