Транспорт играет важную роль в экономике республики. В январе – июне 2021 г. валовая добавленная стоимость автомобильного транспорта составила 1852,5 млн.рублей или 2,4% в ВВП, при этом темп роста в сопоставимых ценах составил 101,1%. Услуги автомобильного транспорта в январе – августе 2021 г. обеспечили 17,7% общего объема экспорта услуг страны, или 127,1% к аналогичному периоду прошлого года. В Беларуси создана разветвленная сеть автомобильных дорог, позволяющая обеспечить связь со всеми населенными пунктами. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования на конец 2020 года составила 86,7 тыс. километров, из них с твердым покрытием – 75,4 тыс. километров Государством уделяется внимание поддержанию качества автомобильных дорог.
В первом полугодии 2021 г. доля расходов консолидированного бюджета на содержание дорожного хозяйства составила более 50% в расходах на транспорт и дорожное хозяйство.
На конец 2020 года парк транспортных средств (по данным Министерства внутренних дел) в организациях республики составил 520 тыс. штук, в личной собственности граждан – 3912 тыс. штук.
Наличие транспортных средств в организациях и в личной собственности граждан
(на конец 2020 года; тыс. штук)
Растет обеспеченность населения легковыми автомобилями.
Обеспеченность населения легковыми автомобилями*
(на конец года; в расчете на 1000 человек населения; штук)
* При расчете обеспеченности населения легковыми автомобилями в 2019 году использована численность населения, скорректированная по итогам переписи населения 2019 года.
Для сравнения обеспеченность населения легковыми автомобилями*: в России в 2020 году на 1000 человек населения приходился 321 автомобиль, Казахстане — 195, Кыргызстане — 160, Азербайджане — 121, Узбекистане – 81, Таджикистане – 46.
* По данным Статкомитета СНГ.
В Беларуси наращивается производство собственных легковых автомобилей. Так, в январе – сентябре 2021 г. произведено 21 633 штуки легковых автомобилей, что составляет 147,5% к аналогичному периоду 2020 года.
Самой «народной» маркой легкового автомобиля в личной собственности граждан в 2020 году являлся Фольскваген (Volkswagen).
Топ-7 популярных марок легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан
(на конец 2020 года; штук)
Вопросы развития транспорта нашли свое отражение в Повестке дня в области устойчивого развития до 2030 года, принятой в сентябре 2015 г. государствами – членами ООН.
Доступный и экологичный транспорт, безопасность дорожного движения, развитая инфраструктура, логистика и доступ к недорогим и современным источникам энергии – это те задачи, которые необходимо решить к 2030 году.
Данные по информации «belstat»
АО