— На одного официально зарегистрированного безработного в Минске приходятся 12 вакансий. Но вопрос занятости с повестки дня не снимается. На что нужно обратить особое внимание?
— У столичного рынка своя специфика. Здесь гораздо легче, чем в регионах, найти работу, соотнести квалификацию и уровень притязаний человека с имеющимися вакансиями. Поэтому люди не спешат занимать мало-мальски подходящее место, ищут наиболее оптимальный вариант. Нет и особого рвения получать другую профессию, хотя такую возможность служба занятости предоставляет бесплатно.
Валерий Бороденя
Первоочередная задача — создавать разноплановые, высокоэффективные рабочие места. Причем не только в Минске, но и в регионах. Иначе не удастся переломить ситуацию, когда многие во что бы то ни стало стремятся жить и работать в столице. Такие примеры уже есть — производственное предприятие «Кроноспан» в Сморгони, БелАЭС в Островце.
Кроме того, важно содействовать самозанятости, проявлению разного рода предпринимательских инициатив. Для этого в последнее время на государственном уровне сделано немало, условия созданы. Эффект ощутим, и это только начало. Вспомним хотя бы, как создавали в Беларуси агроусадьбы. Государство предоставило их владельцам большие преференции, но в одночасье всплеска активности не произошло. Зато сегодня в нашей стране более 2 тыс. агроусадеб, и они работают очень успешно. Уверен, по такому же сценарию будет развиваться самозанятость. Главное для власти на местах и службы занятости — донести до людей информацию и помочь увидеть перспективу. В столице она огромная — у населения более высокие доходы, присутствует спрос на различные товары и услуги.
— Декретом Президента № 3 поставлена задача помочь в трудоустройстве каждому неработающему. Но, как показывает практика комиссий по содействию занятости, часть людей от такой помощи отказывается. Стоит ли распылять на них силы?
— Действительно, в Минске много тех, кто не может найти работу по одной причине — они ее не ищут. Как и нацеливает Декрет № 3, с каждой такой ситуацией нужно разбираться индивидуально. Если речь идет о женщине, супруг которой имеет неплохой доход, чтобы позволить жене заниматься исключительно домом и детьми, это личный выбор семьи.
Другое дело — те, кто годами живет с мамой на ее пенсию или трудится без официального оформления, не внося свой вклад в финансирование госрасходов. С ними местная власть должна работать очень серьезно. Когда здоровый мужчина в расцвете лет пользуется всеми предоставляемыми государством социальными благами, ничего не отдавая взамен, — это недопустимо.
— Нередко можно услышать нарекания на низкий размер пособия по безработице. В среднем в Минске это порядка 25 рублей в месяц. Лично я не сторонница практики некоторых европейских стран, где жить на пособие становится привлекательнее, чем работать. Но сумму определенно надо увеличивать.
— Согласен. Пособие должно гарантировать, что человек сможет на него прокормиться. Но при этом оно должно быть максимально дифференцировано. Необходимо учитывать, действительно ли человек активно ищет работу или просто использует статус безработного для своих целей. Например, чтобы не быть причисленным к не занятым в экономике и не платить бóльшую сумму за коммуналку. Еще один правильный подход — сначала пособие назначают в большем размере, а со временем уменьшают.
— В своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент акцентировал внимание на содействии в трудоустройстве людей с инвалидностью. Сейчас к внесению в Палату представителей готовится законопроект «О правах инвалидов и их социальной интеграции», одна из новаций которого — внедрение механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. Зачем нужна такая норма?
— Ратифицировав Конвенцию о правах инвалидов, мы взяли на себя обязательства приложить максимум усилий в том числе и в вопросе трудоустройства этой категории граждан. Задача актуальная. Но лично я считаю, что квотирование не лучшая идея. Не на всех производствах хотят работать люди с инвалидностью, не на всех могут. Некоторые наниматели будут испытывать сложности с выполнением доведенной квоты.
Нужно искать стимулирующие экономические механизмы. Например, предоставлять организациям, принимающим на работу инвалидов, скидки по отчислениям в Фонд социальной защиты населения. Причем важно продумать механизмы, которые пресекали бы злоупотребления на этой почве. Сегодня предприятия, где трудится определенное количество особых сотрудников, имеют право на налоговые льготы. Но то, что есть на бумаге, не всегда соответствует истине. Этого быть не должно. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями — непростой вопрос, над которым работают многие страны. Хорошо, что мы ищем свои подходы, в том числе предлагая законодательные инициативы.
— Президент высказал мнение о необходимости более активно использовать на рынке труда потенциал пенсионеров. Нужны ли для этого дополнительные стимулирующие меры? На данный момент из 482 тыс. столичных пенсионеров работать продолжают порядка 175 тыс.
— Потенциал достигших пенсионного возраста людей обязательно нужно использовать. Для государства расточительно отказываться от тех знаний и опыта, которые они накопили за годы трудовой деятельности. Необходимо всячески стимулировать людей старшего поколения не оставлять рабочие места. Самый лучший способ — выплата в полном объеме пенсий работающим пенсионерам. Да, это увеличит госрасходы, но их в определенной мере компенсирует рост числа занятых и их покупательной способности.
Необходимости дополнительно стимулировать работодателей я не вижу. Нужно нацеливать их более гибко подходить к вопросу занятости сотрудников, достигших пенсионного возраста. Если сохранить за человеком прежнее рабочее место наниматель сочтет нецелесообразным, возможен вариант перевода на более низкую должность, половину или четверть ставки и так далее.
При создании новых вакансий стоит заранее думать о том, что можно предложить людям старшего поколения. Как показывает практика, порой они справляются с поставленными задачами намного лучше молодых сотрудников. Работают старательно, ответственно, дорожат своим местом. Нам стоит избавляться от стереотипа, что место пенсионеров — на даче или на скамейке у подъезда. От этого выиграют и государство, и сами люди.
Справочно
На 1 апреля организации города предоставили информацию о наличии 16,7 тыс. вакансий. Самые востребованные рабочие профессии — продавец, водитель автомобиля, уборщик помещений, повар, контролер-кассир, плотник-бетонщик, маляр, каменщик. Из числа специалистов наибольший спрос на инженеров, медицинских сестер, врачей, фельдшеров, воспитателей, а также руководителей, менеджеров в различных сферах деятельности.
В первом квартале 2019 года в Минске государственная безвозмездная субсидия предоставлена 39 безработным, в том числе 35 — для организации предпринимательской деятельности, четверым — ремесленной. Люди открыли свое дело в таких сферах, как торговля, парикмахерские услуги, перевозки, строительные, отделочные, электромонтажные и другие ремонтные работы.